Воскресенье, 19.05.2024, 17:28
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Перевальская ООШ І-ІІІ ст. №3 Перевальского районного совета

Меню сайта
Калькулятор
Форма входа
Инф-ия для родитей
Согласно положения о сотрудничестве, обеспечения взаимодействия между сотрудниками криминальной милиции по делам детей и педагогической, ученической, а также, родительской общественностью доводится следующая информация: 1. Калюжна-Гвоздова Ольга Олександрівна - начальник сектору кримінальної міліції у справах дітей Перевальського РВ ГУМВС України в Луганській області, тел. 099-2358844. 2. Адреса Перевальського РВ ГУМВС України в Луганській області: м.Перевальськ, пров.Козакова, 1. 3. Електронні адреси: - Перевальського РВ ГУМВС України в Луганській області - perevalsk.rovd@mail.ru - ВКМСД ГУМВСУ в Луганській області - vkmsdlugansk@ukr.net - УКМСД МВС України - ditypolice@mvs.gov.ua
Поиск
Наши координаты
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Интерактивные методы обучения и их преимущества

          Процесс обучения неразрывно связан с таким понятием, как методика обучения.

          Методика – это не то, какими книжками мы пользуемся, а то,  как организовано наше обучение. Иными словами методика обучения - это форма взаимодействия учащихся и учителя в процесс е обучения. В рамках сложившихся условий обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок), целыо которого является приобщение последних к тем или иным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.

Методические подходы к обучению можно подразделить

 на три группы:

1.         Пассивные методы.

2.         Активные методы.

3.         Интерактивные методы

                 Каждый из методических подходов имеет свои особенности. Рассмотрим каждый из методических подходов, но особо остановимся на интерактивных.

           Пассивный методический подход  - это такая форма

взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель является основной действующей фигурой урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Обратная связь в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Пассивный метод считается самым неэффективным с точки зрения усвоения учащимися учебного материала. Самой распространенной формой пассивного урока является лекция. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, так как студентов можно рассматривать как вполне сформировавшихся людей, имеющих четкие цели глубоко изучать предмет, хотя активные методы дали бы еще более эффективные результаты.

             Активный методический подход - это такая форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся теперь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основной действующей фигурой был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах.

              Интерактивный методический подход. Интерактивный («Intеr» - это взаимный, «act» ¬- действовать)-означает взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, интерактивные методики обучения - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность нанимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Местo учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Он же разрабатывает план урока (как правило, это совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал).

          Таким образом, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. 

В современной педагогике накоплен богатейший арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

1.Творческuе заданuя;

2. Работа в малых группах;

3. Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);

4. Использованuе общественных ресурсов (приглашение сnециалuста, экскурсии);

5. Социальные проекты, аудиторные .методы обучения (соцuальные пpoeкmы, соревнованuя, радио u газеты, фильмы, сnектаклu, выставки, представления, песни и сказки);

6. Разминки;

7. Изучение u закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа   с наглядными видео- и аудио материалами, «ученик в роли учителя», каждый учит каждого, мозаика (ажурная пила), использованuе вопросов, Сократический диалог);

8. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию» (шкала мнении», ПОПС - формула, проективные техники, «Один - вдвоем - все в.месте», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток¬ - шоу», дебаты);

9. Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «АнализJ казусов»)

             Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение  слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе - неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.

                   В то же время работа в малых группах требует много времени, этой стратегией нельзя злоупотреблять. Групповую работу следует использовать, когда нужно решить проблему, которую учащиеся не могут решить самостоятельно. Если потраченные усилия и время не гарантируют желаемого результата, лучше выбрать метод «один ¬ - вдвоем - все вместе для быстрого взаимодействия.

                   Начинать групповую работу следует, не торопясь.

Мoжно организовать сначала пары.  Уделить особое внимание учащимся, которые с трудом приспосабливаются к работе в небольшой группе. Когда учащиеся научатся работать в паре, переходить к работе в группе, которая состоит из трех учащихся. Как только мы убеждаемся что эта группа способна функционировать самостоятельно, постепенно добавляем новых учащихся. Старайтесь не включать в малую группу более пяти человек. 

Одна из самых распространенных структур

интерактивного урока, названная схемой Колба:

Модель Колба – теория специалиста по психологии обучения взрослых Дэвида Колба, посвященная поэтапному формированию умственных действий. Она в различных вариациях широко применяется в ходе интерактивных уроков.

Схема Колба на уроке:

1. Мотивация и объявление новой темы – 10% времени от общей длительности урока;

2. Закрепление (повторение) пройденного – 20%- времени от общей длительности урока;

3. Изучение нового материала – 50% времени от общеЙ длительности ypокa.

 4. Оценивание – 10% времени от общей длительности урока;

5. Подведение итогов урoка (дебрифинг, рефлексия)  10% времени от общей длительности урока.

             Временное распределение в данной схеме можно рассматривать условным, учитель может по своему усмотрению и в зависимости от особенностей урока продлевать или укорачивать те или иные этапы урока, однако желательно, чтобы все перечисленные качественные этапы урока сохранялись

Теория метода проектов

В педагогической литературе понятие "метод проектов” впервые появился в 1908-1910 гг. Американское бюро образования в 1911г. утверждает термін "метод проектов” на официальном уровне.

Современные ученые в основу термина "метод проектов” вкладывают такие понятия: способ организации, самостоятельная творческая работа, совокупность учебно-познавательных приемов, комплексный обобщающий процесс, система обучения и т. л.

Основные требования к использованию метода проектов:

1.                  Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее  решения.

2.                  Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий).

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

·           определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования  (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

·           выдвижение гипотез их решения;

·           обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

·           обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).

·           сбор, систематизация и анализ полученных данных;

·           подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

·           выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Типология проектов

 Для типологии проектов предлагаются следующие признаки:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

4. Количество участников проекта.

5. Продолжительность проекта.

Общие подходы к структурированию проектов.

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь  уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов  исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Параметры внешней оценки проекта:

·                Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их  изучаемой тематике;

·                корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

·                активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

·                коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);

·                характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

·                необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;

·                привлечение знаний из других областей;

·                доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

·                эстетика оформления результатов проведенного проекта;

·                умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

"Визитная карточка" проекта

1.                   Автор проекта. Фамилия, имя, отчество автора

2.                   Регион, в котором находится школа. Город, в котором находится школа Номер и/или название школы.

3.                   Какова тема Вашего учебного проекта? Какие из преподаваемых Вами учебных тем охватит Ваш проект. Запишите 5–6 подходящих учебных тем.

4.                   Какие дидактические цели преследует Ваш проект? Под дидактическими целями понимается цель учебного процесса, который включает в себя проект, как метод достижения цели

5.                  Какие компетентности формирует Ваш проект?

В сфере самостоятельной деятельности. Основанные на усвоении способов приобретения знаний  из различных источников информации. В сфере гражданско-общественной деятельности. В сфере социально-трудовой деятельности. В бытовой сфере. В сфере культурно-досуговой деятельности.

6.                   Какие методические задачи Вы ставите в своем проекте? Под методическими задачами проекта понимаются задачи, связанные с формированием у учащихся определенных знаний, умений и навыков.

7.                   .Какие основополагающие и проблемные вопросы учебной темы Вы ставите перед учащимися? Каким может быть творческое название Вашего учебного проекта?

8.                   Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в Вашем учебном проекте? Напишите конкретные темы исследований учащихся Каким пунктам тематического учебного плана школьного предмета соответствует проект?

9.                   Предметные области (Отметьте предметы, в рамках которых проводится учебный проект) Возраст учащихся (Выберите ту возрастную категорию, на которую рассчитаны цели учебного проекта)

10.               Оформление результатов проекта

11.               Какое время требуется для выполнения проекта (приблизительно)? Планируя необходимое для проведения проекта время, следует напомнить себе о том, что под учебным проектом понимается организационная форма работы, которая, в отличие от занятия или учебного мероприятия, ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. Например, 8 академических часов (по 45 минут) в классе, 2 недели, 1 месяц, 1 четверть и т. д.

12.               Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения.

13.               Как будет оцениваться деятельность учащихся? Описание условий проведения контроля. Разработка критериев, процедур и инструментов оценивания успеваемости учащегося. Контроль может проводиться посредством: опросов, наблюдения, анализа письменных работ, тестов и итоговых творческих  заданий. Оценка может проводиться учителем, другими учащимися или самим учеником.